О важности умения общаться с пациентами и о том, как умение объяснять влияет на лечение c изданием Wonderzine  поделился главный врач клиники Чжуд-Ши Жимба Данзанов.

– Я считаю, что войти в доверительный контакт с пациентом так же важно, как поставить диагноз и назначить лечение. Если контакта нет — человек не всё вам расскажет (и тогда вы рискуете поставить неверный диагноз) или с недоверием и спустя рукава отнесется к назначениям (и тогда не поможет лечение).

В нашем коллективе есть врачи разного возраста, большинство прошли ещё старую школу, и их бывает непросто научить тому, что с пациентами важно не только разговаривать и объяснять им свои действия и назначения (что уже прорыв для многих взрослых коллег), но и искать к каждому индивидуальный подход. С кем-то нужно общаться по-дружески, кто-то лучше воспринимает напутственный тон. Если не найти этот ключ — пациент может просто не услышать и не так понять ваши объяснения.

Ну и конечно, ни при каких обстоятельствах нельзя запугивать пациентов и говорить им, что если они не будут вас слушать, случится что-то страшное. Во-первых, никто не знает этого наверняка. Во-вторых, запугивая пациента, вы провоцируете защитную реакцию и заставляете его нервничать, бояться и стараться вообще не думать о проблеме. Я думаю, не стоит произносить и фразы вроде «давайте попробуем такое-то лечение». Если даже врач сомневается в успехе, зачем вообще начинать? Конечно, ничего гарантировать пациенту мы не можем, но фразы вроде «всё должно получиться» и «будем стараться» звучат гораздо оптимистичнее.

Мне повезло получить медицинское образование сразу двух школ: классической европейской и традиционной восточной. Отношения «врач — пациент» в них сильно отличаются. В медвузе, конечно, есть предмет «врачебная этика», но он скорее касается того, как сообщить человеку о терминальной стадии болезни и вопросов, схожих с этим. Контакту с пациентом там не учат, хотя это очень важно.

Восточная же медицина основывается на понимании того, что пациент приходит к врачу, потому что он страдает, ему некомфортно. Страдающие люди могут быть капризны, грубы, упрямы, но они такие, потому что им нужна помощь, и наша задача — услышать их, чтобы суметь помочь. Именно поэтому тибетские врачи играют роль кого-то вроде наставника и часто становятся докторами для всей семьи.

Восточный подход очень помогает мне и коллегам, потому что в нетрадиционные клиники вроде нашей часто обращаются люди, которые перепробовали все консервативные методы. Такие пациенты закрыты, недоверчивы, не хотят сотрудничать, общаются с позиции: «Ну-ка, попробуй меня вылечить. Посмотрим, как и у тебя не получится». Другой распространённый тип — люди, которые сами поставили себе диагноз по интернету. Я всеми руками за любознательность, но часто симптомы бывают следствием совершенно других причин, чем те, о которых думает человек. С такими пациентами важно не спорить и не переубеждать их: они пришли не за вашим советом, а за подтверждением своих догадок. Если дать человеку выговориться и просто сделать верные назначения, деликатно убедив попробовать, то на следующем приёме он будет более открыт, потому что увидит результат.

Вообще я хочу сказать, что в отношениях «врач — пациент» нам ещё предстоит большой путь навстречу друг другу. Врачам важно учиться разговаривать с пациентами, устанавливать с ними контакт и объяснять свои действия, а пациентам тоже важно уметь разговаривать с врачами. В нашей стране к докторам ходить не любят и относятся к ним с осторожностью, а уж собрать корректный анамнез часто почти невозможно: человек просто не считает важными те или иные симптомы. Решить обе проблемы, мне кажется, может только просвещение. И этот материал — отличное начало разговора о его важности.

 

Полную версию материала читайте на Wonderzine